Зритель в условиях музейной глобализации

Новый цикл семинаров  обращен к вопросам культурной политики. В последнее время растут и расширяются институции вроде Третьяковской галереи или ГМИИ им. А.С. Пушкина, при этом выставочные практики многих художников перемещаются на городскую «периферию», куда сможет добраться не каждый зритель, и о которых большинство может просто не знать.

Так, карта мест искусства Москвы меняется на глазах. В связи с этими изменениями и укрупнением музеев самые разные сферы исследования становятся подконтрольными монополиям по профессиональной работе в области искусства: взаимодействие с локальным сообществом, исследование самоорганизаций, работа с региональным искусством, и т.д.

Как эти изменения отразятся на общей культурной ситуации Москвы? Как будет меняться выставочная политика крупных музейных институций? Какого зрителя хотят сегодня видеть в музеях?

20 декабря 2019

Семинар №4

Цикл «Зритель в условиях музейной глобализации» завершился выездным семинаром в пространстве Новой Третьяковки, выступившей в рамках данного цикла семинаров в качестве примера «глобализирующегося» музея. Участники семинара обсудили устройство постоянной экспозиции музея: какой исторический нарратив формирует экспозиция? Какие в ней существуют механизмы для производства зрительского опыта? Какое место в целом занимает зритель в рамках больших музейных институций?

 

В семинаре приняли участие: 

 

Анна Борисова — менеджер культурных проектов в Музее современного искусства «Гараж»

Полина Лукина, Татьяна Миронова, Наталья Смолянская, Виктория Белоненко — участники проекта «Место искусства»

Семинар №3

На третьей встрече цикла «Зритель в условиях музейной глобализации» участники вместе с Ильей Доронченковым и Ольгой Шишко обсудили ситуацию, сложившуюся в мире искусства в связи с культурной политикой расширения национальных музеев. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина наряду с Третьяковской галереей представляет сегодня основные стратегии развития в условиях музейной глобализации. 

Отправной точкой дискуссии стала взаимосвязь способов показа постоянной коллекции и той истории искусства, которую предлагает музей. В рамках встречи участники обсудили предстоящие планы расширения музея и новые способы работы со зрителем, включая проект Пушкинский.Youth, ориентированный на работу с молодежью

В семинаре приняли участие, слева направо: 

 

Ирина Сосновская — старший научный сотрудник, куратор региональных образовательных программ Московского музея современного искусства

Илья Доронченков — заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге

Ольга Шишко — искусствовед, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина

Елена Милановская — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Полина Лукина, Татьяна Миронова, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства» 

3 сентября 2019

Семинар №2

На второй встрече цикла «Зритель в условиях музейной глобализации» участники поговорили о практиках организации выставок в неподготовленных для показа искусства местах: лесах, полях, пустырях, заброшенных пространствах. Можно ли назвать этот процесс «выходом из институций» или он устроен по-другому?

Такие инициативы часто носят коллективный характер, где решения о выборе места, составе участников и архивации событий принимаются совместно. Однако, эти выставки часто недоступны для зрителя «со стороны», который не входит в круг общения организаторов. Почему эти практики снова получают распространение? Становится ли закрытость одним из свойств проектов? И как организаторы видят место зрителя в таких проектах?

В семинаре приняли участие: 

 

Даниил Двинских, Любовь Донкова, Екатерина Снегирева, Владислав Овчаренко, Дарья Абдуллина, Полина Парфёнова — участники проекта «Точка отсчета – Лес»

Максим Медведев, Вероника Актанова — участники проекта «Выставка в кустах»

Сергей Бабкин, Никита Нечаев, Ирина Горбачева — участники проекта "Dungeons&Stuff"

Анна Ассонова, Анастасия Амбросова, Екатерина Бычкова, Илья Изотов — участники семинара

Амаль Авезджанова, Татьяна МироноваПолина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства» 

 

29 мая 2019

Семинар №1

На карте мест искусства Москвы формируются монополии, которые, с одной стороны, имеют больше возможностей для показа широкого спектра произведений искусства, в том числе, современного. С другой стороны, не оказывается ли в данном случае зритель под контролем этих сверхсильных институций? Особенно, в условиях почти полного исчезновения альтернативных экспозиционных площадок и развитием escape практик молодых художников, уходящих в буквальном смысле в «леса», «кусты» и «поля»?

В рамках первой встречи цикла участники поговорили о расширении Третьяковской галереи. Как оценивать происходящие процессы, которые являются непрозрачными для художественного сообщества? Как захват/освоение новых территорий связан с выставочной политикой этих крупных музеев? И где в этом процессе расширения институций место зрителя?

В семинаре приняли участие, слева направо: 

 

Джульетта Саркисян — независимый исследователь

Татьяна Мрдуляш — заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи

Ирина Горлова — заведующая Отделом новейших течений Третьяковской галереи

Амаль Авезджанова, Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»